Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Лидеры Образования

НЕСТРАШНОЕ СЛОВО

Учителя московской школы № 1299 компьютера не боятся, а ученики на него не молятся

Это учебное заведение открылось в 1994 году, когда в столице одна за другой возникали частные школы, лицеи, гимназии. И все говорили, какие они особенные, экспериментальные. Но настоящие инновации были далеко не везде. И через некоторое время многие из нашумевших образовательных учреждений тихо закрывались. А вот школа № 1299, изначально входившая в состав Учебно-воспитательного комплекса (УВК) № 326 Москвы, существует до сих пор: неплановое количество учеников, которые каждое утро спешат туда со всех концов мегаполиса, довольные родители и крепкая репутация.

Школа № 1299 - совместный проект Департамента образования столицы и Всемирного ОРТ.

ОРТ известен в России с конца XIX века. Уже тогда организация стремилась интегрировать общее и основы профессионального образования. Аббревиатура ОРТ расшифровывается сегодня как «Образовательные ресурсы и технологический тренинг». Крупнейшая в мире неправительственная некоммерческая организация поддерживает образовательные программы в области информационных технологий.

В школе углубленно изучают предмет «Технология». Не «труды», на которых еще совсем недавно мальчики сколачивали табуретки, девочки кроили передники, а самый что ни на есть современный предмет, на котором закладываются основы инженерных знаний. ИТ - составная часть основного профиля школы и отдельное генеральное направление развития.

Технология + информатика

У ОРТовской школы замечательная база - пять компьютерных залов, по компьютеру в каждом учебном кабинете, плюс с недавнего времени в каждом классе есть проектор. С каждой машины можно выйти в интернет, а также в локальный ин-транет с богатой коллекцией ресурсов. «Цифровые образовательные ресурсы школы, - рассказывает заместитель директора, хозяин ИТ-хозяйства Павел Якушкин, - это и отдельные маленькие элементы, картинки, тексты, мультимедиа-фрагменты, и целые аудио-, видеофильмы, научно-популярные и художественные книги, веб-сайты. К этому специальному серверу, достигшему по объему терабайта, имеют доступ дети и учителя. Но только внутри школы. Кроме того, в локальной сети у каждого школьника есть свой home («дом») - место, где хранятся его личные рабочие ресурсы. И на эту страничку он может выйти с любого компьютера. У ребенка накапливается своего рода электронное портфолио - все работы по разным предметам и при необходимости он может предъявить все наработки с 5 по 11 класс».

В школе существует особый подход к преподаванию информатики и технологии. Эти предметы тесно связаны. Разработан свой собственный курс для учеников основной школы, с 5 по 9 класс, который носит условное название «Технология плюс» - это интеграция технологии с информатикой. Павел Алексеевич объясняет: «Ребята осваивают технологию, и в то же время им постоянно нужны информационные инструменты. На уроках информатики, изучая, естественно, то, что требуется освоить по стандарту, они получают теоретические сведения и могут на практике понять, что такое Word, Excel, Power Point. К сожалению, эти программы в средней школе часто изучают схоластически. Наша задача - сразу вывести детей на практические упражнения. Уже в пятом классе, приходя к нам, ученики тут же получают цифровой фотоаппарат, создают в локальной сети свою страничку, куда складывают сканированные работы и составляют свое гипертекстовое жизнеописание». Дети также знакомятся со средствами моделирования - и тут же используют «Живую геометрию» или «Живую физику». Основы алгоритмики - это тоже не голая теория. Сложная тема выводит ребят на увлекательные занятия в среде ЛОГО. Ну, а старшеклассники могут записаться на профильные курсы по выбору - основы видеосъемки, обработки звука, современных офисных технологий, верстки.

Учитель технологии Борис Бронштейн показывает фотографии, сделанные на его уроке, и поясняет: «Это пятиклассники, они работают по карточкам. Ищут в компьютере карточку, смотрят инструкцию и делают руками какой-то объект из конструктора. Например, машинку. Затем устраивают соревнование - чья машинка дальше уедет. Параллельно они исследуют, как влияет трение и другие факторы на скорость машинки. Познают физические законы через игру. А потом делают отчет о работе на уроке технологии в виде компьютерной презентации». Круг замыкается.

Виртуальная реальная "пятерка"

Открытый внешнему миру сайт школы можно найти по адресу: http://school.msk.ort.ru. Внутренний сайт со страничками учеников, различными цифровыми образовательными ресурсами, как уже было сказано, доступен только внутри учебного заведения. Однако оценки каждого ребенка, а также сведения об успехах, поощрениях и дисциплинарных взысканиях ученики и их родители могут увидеть отовсюду. Главное - знать пароль. «Его мы выдаем в сентябре на первом родительском собрании каждому родителю, - рассказывает заместитель директора по учебной работе Лариса Витальевна Жевлакова. -Сейчас ведь редко кто не имеет доступа в интернет. Так что мамы и папы легко могут следить за успеваемостью своих детей из дома или с работы. Вот, смотрите, страничка «Дисциплина». Если я хочу проинформировать родителей, что ребенок плохо себя вел, заполняю учетную карточку. Можно просто поставить галочку напротив пунктов: «Опоздал», «Без «сменки», «Прогулял», «Без бейджика», можно написать что-то от себя. Сюда же мы заносим поощрения».

У детей нет дневников. Вернее, их заводят, но не для оценок, а для записи домашних заданий. И от обычных журналов в 1299-й школе с удовольствием бы отказались, но пока бумажный журнал - финансовый документ, по которому оплачивается труд учителя. Электронный журнал успеваемости и дисциплины доступен всем, но в разной степени. Предметник может увидеть данные только по своему предмету, классный руководитель владеет информацией лишь по конкретному, вверенному ему классу. Администратор испытывает «райское блаженство» - у него перед глазами все ученики, с фотографиями и основной информацией по каждому. Базу данных по ученикам можно просмотреть в алфавитном порядке - если, например, нужно вычислить конкретного ребенка. А можно структурировать данные так, как нужно завучу или директору, например для отчета. Есть аналогичная база по учителям.

Лариса Витальевна продолжает рассказ: «Мы активно пользуемся электронной почтой. Потому что не всегда информацию можно вывесить в учительской или на электронной доске объявлений. В системе есть графа «Учителя», куда занесены все фамилии преподавателей. Я выбираю педагогов и оповещаю их, например, о том, что дети уходят на диспансеризацию, что будет замена уроков. Можно сделать рассылку только классным кураторам, можно только учителям математики или председателям методических объединений. Также существует диск, на котором есть «папки» всех учителей школы.Если не получается прислать информацию по электронной почте или материал слишком объемный, педагог кладет его в «папку». Очень удобно делать те же отчеты. Скопировала информацию из файла в табличку, и все, даже на печать выводить не надо. Очень удобно!»

И московский департамент образования старается оповещения о мероприятиях, совещаниях, информацию, приказы направлять по электронной почте. Жаль, что часто ответы на такие виртуальные письма приходится подкреплять бумажными дублями с чернильными подписями. Получается двойная работа...

Любопытный факт - родители системой пользуются, оценки и дисциплинарные взыскания смотрят, а вот электронные письма пишут неохотно. Лариса Жевлакова вздыхает: «К сожалению, вопрос-ответ зачастую не работает, работает старый способ - позвонить классному руководителю. Мы с директором Мариной Владимировной Моисеевой всегда выходим на родительские собрания и говорим: «Вы нам пишите, пожалуйста! Учителя имеют семьи, приходят домой такие же уставшие, как и вы. Чаще всего речь не идет о жизненно важных вопросах, значит, можно не звонить, а написать письмо и дождаться утром ответа». Тут ведь вот в чем проблема. Дневников у наших детей нет, мамы и папы хотят знать, как дела у ребенка. А писать не решаются. У многих нет дома интернета и своего личного «ящика», они пользуются электронной почтой на работе и боятся, что письмо из школы может быть нелицеприятным. Поэтому предпочитают личное общение».

Однако прогресс все же есть. Если пять лет назад, когда в школе только ввели «электронку», Лариса Витальевна состояла в переписке всего с пятью родителями, сейчас у нее человек сорок постоянных корреспондентов.

Дополнительное требование

Что же касается труда самих педагогов, то пока не все они с удовольствием и умело пользуются информационными технологиями. Хотя обязательное условие, которое ставят перед новичком, попавшим в коллектив 1299-й, - научиться хотя бы простейшим навыкам пользователя. Без этого никак нельзя, потому что вся школьная жизнь связана с локальной сетью. Здесь ребята оставляют свои работы и задают вопросы, тут вывешивается расписание, выкладываются оповещения о срочных заменах и так далее... Лариса Жевлакова уверена: «Людей старшего возраста пугает само слово «компьютер». Но когда показываешь, что к чему, и они видят, что это несложно, пробуют, и все идет как маслу. Трудно первую неделю, а потом втягиваются. На первое место в вопросе обучения я ставлю всегда желание».

Когда школа только создавалась, такой проблемы и вовсе не было. Нынешний директор 1299-й Марина Моисеева вспоминает: «Начинала эта школа работать с коллективом молодых амбициозных кандидатов наук. Вячеслав Лещинер, первый директор школы, был сотрудником РАО, лаборатория исторического образования, одним из первых учителей информатики в России. Он за собой привел команду. Марина Юрьевна Бухаркина, сотрудница лаборатории дистанционного обучения РАО, и я, специалист в области дистанционного обучения, пришли сюда в качестве завучей. Первые учителя, которых сюда позвали, изначально понимали, что они должны иметь силы, время и терпение, чтобы освоить информационные технологии. На том этапе самыми популярными и доступными были телекоммуникационные проекты. Дети переписывались, ездили друг к другу в гости. Инновации в рамках различных школьных дисциплин шли одновре- менно с наращиванием потенциала в области ИТ. Поэтому у нас всегда было иное отношение к информационным технологиям, чем в обычной школе. Обычно в школе сначала появляется первый кабинет информатики, его обживают информатики, никого не пускают, другие предметники с ужасом рассматривают технику...»

Здесь никакого ужаса нет, да и быть не может. Компьютер - рабочий инструмент. Педагог, пришедший в школу, получает необходимые знания дистанционно на курсах повышения квалификации, которые проходят в самой школе на базе Московского института открытого образования. Причем специалисты 1299-й обучают не только своих учителей, но и «чужих», а также директоров, завучей из других школ. Здесь и речи нет о пренебрежительном отношении к начинающим «юзерам» - системные администраторы, ИТ-подкованные коллеги всегда готовы объяснить, показать, научить. Есть отдельная команда, которая обслуживает технику и всегда готова прийти на помощь.

Вот такая информатизация школы в действии. Особенно радует, что информационные технологии здесь - не икона. Учителя стараются показать детям: интернет, электронная энциклопедия или электронная лаборатория - просто один из источников знаний. Не первый и не последний. Преподаватель физики Елена Даровская признается: «Младших не балую всей этой цифровой системой. Они у нас изучают информационные технологии с 5 класса, с компьютерами на «ты». Если им изначально дать на физике вместо пробирок, тел, измерителей, с которыми надо работать руками, компьютерную программу, то они будут воспринимать физические законы как виртуальную реальность».

Между прочим, второй генеральный профиль школы - филология. Здесь углубленно изучаются русский язык, литература, английский, иврит, культура и традиции еврейского народа и англоязычных стран. В школе есть элементы инклюзивного образования. Здесь учатся дети многих национальностей, царит по-настоящему толерантная атмосфера.

Сканы статьи можно взять здесь.